Похороны Александра Мартемьянова
Бесстрашие, смелость, профессионализм и способность откликнуться на человеческую беду — те качества, которые чаще всего вспоминали люди, пришедшие проститься с погибшим корреспондентом «Известий» Александром Мартемьяновым. Церемония состоялась 8 января на кладбище «Донецкое море». Александр освещал события в Донбассе с 2014 года. Он сразу решил, что не может оставаться в стороне и должен рассказывать правду о происходящем. Журналист погиб при ударе украинского FPV-дрона по машине, в которой он ехал по трассе Донецк – Горловка. Погибшего корреспондента «Известий» посмертно наградили орденом Донецкой Народной Республики.
«Его знали и ценили»
Церемония прощания с Александром Мартемьяновым прошла 8 января на кладбище «Донецкое море», где похоронены герои боевых действия в Донбассе. Проститься с Александром пришли его родные, друзья, коллеги и простые жители Донецка. Многие из них знают Александра с самого начала вооруженного противостояния в ДНР и ЛНР в 2014-м.
— Это был человек, с которым я знаком с 2014 года. Мне будет его не хватать и как друга, и как коллеги, и как человека, к которому я мог всегда обратиться, — рассказал корреспондент «Известий» Евгений Быковский.
Активно сотрудничал с Александром и военкор «Известий» Дмитрий Астрахань.
— Саша с самого начала — в 2014 году — включился в журналистскую работу, освещая события в Донбассе, его многие знали и ценили, — рассказал он.
Военный оператор и корреспондент в ДНР Александр Гриценко вспомнил об энергии, которая всегда исходила от Александра Мартемьянова.
— Этот человек работал за троих, был везде одновременно. И если ты не успел куда-то, он никогда не говорил: «Я не отдам материал». Александр делился им со всеми. Смысл был в том, что чем больше материалов выйдет, тем быстрее мы увидим нашу победу. И он был смелым, не то слово. Иногда приходилось его отговаривать от многих авантюр, потому что он всегда искал способ залезть в самую гущу событий. Это была его главная цель — добыть как можно больше материала, чтобы весь мир увидел, что происходит у нас в республике, — поделился воспоминаниями Гриценко.
8 января Александра Мартемьянова посмертно наградили орденом ДНР. Родителям погибшего награду вручил председатель Народного совета республики Константин Кузьмин.
— Его будет не хватать, но он для нас будет всегда жив. Пока мы помним, он вечно будет жить, он герой, — подчеркнул Кузьмин.
Он отметил, что Александр Мартемьянов был настоящим героем и патриотом России.
— С Александром я была знакома с 2015 года, и трудно говорить о нем в прошедшем времени, — рассказала «Известиям» экс-сотрудник министерства информации ДНР Надежда Чичирова. — То, что случилось, не укладывается в голове. Он ездил в основном на обстрелы гражданских объектов. Видел всю ту боль. И часто ехал не для репортажей, а для помощи людям. В том числе психологической разгрузки и человеческого участия. И таких выездов было даже больше, чем репортажей. У Александра всегда был на первом месте человек, его эмоции.
«Мы тяжело открыли новый год»
Журналисты остаются одной из приоритетных целей для атак врага, заявили «Известиям» в Совете при президенте по правам человека (СПЧ). Александр Мартемьянов открыл печальный счет 2025 года, отметил журналист, член СПЧ, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов при ОП РФ Александр Малькевич.
— Мы тяжело открыли новый, 2025 год. Александр погиб, многие его коллеги были ранены, контужены, — сказал он «Известиям». — Журналисты — одна из приоритетных целей для атак противника. Мы прекрасно знаем, что каска и бронежилет с надписью «Пресса» — красная тряпка для врага. Потому что мы — свидетели, мы видим правду, рассказываем ее. А они этого допустить не могут.
Журналисты, работающие на СВО, требуют защиты, поскольку находятся в зоне риска, добавил член СПЧ Кирилл Кабанов. Он напомнил, что в совете неоднократно обсуждался вопрос о том, что для военкоров нужен особый статус. Например, приравнять их к участникам или ветеранам боевых действий. Кроме того, по мнению Кирилла Кабанова, работающие в зоне СВО журналисты должны получать социальную поддержку от государства.
— А на творимый беспредел надо отвечать адекватно и максимально жестко, — добавил он.
С 2014 года в Донбассе погибло более 30 российских журналистов, напомнил председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев.
Однако список жертв может оказаться гораздо шире, считает Александр Малькевич.
— Я по собственной инициативе веду список коллег, которые погибли в зоне СВО с 2022 по 2024 год. И отдельно список тех, кто погиб с 2014 по 2022 год. Появляются всё новые и новые жертвы, — подчеркнул он. — На самом деле за всё это время в Донбассе, Новороссии журналистов, блогеров погибло больше 30. Или как Дарья Дугина и Владлен Татарский — в Москве, Санкт-Петербурге, но за свою позицию.
Во всем мире на это закрывают глаза, добавил Александр Малькевич.
— Мы понимаем, что так называемое мировое сообщество плевать на это хотело. Мы знаем, что ни в каких докладах ЮНЕСКО, ни в каких анализах эти жертвы не учитываются, — полагает член СПЧ.
Он назвал символичным тот факт, что Александра Мартемьянова похоронили на Аллее Героев.
— Это очень сильное место. Надеюсь, что там будет создан отдельный мемориальный комплекс, чтобы можно было прийти и почтить память наших героев, — сказал Александр Малькевич. — Нам остается не только помнить, но и деятельно создавать музей истории СВО. А может быть, и настоящий музей современных российских СМИ. Потому что, кроме нас, никто память о наших коллегах сохранить и передать дальше не сможет.
«Оружие журналиста — видеокамера, ручка»
Охота киевского режима на журналистов началась еще в 2014 году, напомнил экс-депутат украинского парламента Владимир Олейник. Например, летчица ВСУ Надежда Савченко была признана российским судом виновной в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина в 2014 году.
В 2022 году от рук украинских спецслужб погибла журналистка Дарья Дугина, в 2023 году — военный блогер Владлен Татарский.
— Оружие журналиста — видеокамера, ручка и всё, чтобы зафиксировать событие. Киевский режим понимает, что эти люди формируют общественное мнение. По принципу теории терроризма надо устрашать тех, кто доносит правду о событиях. Поэтому они убивают журналистов, — заявил «Известиям» Владимир Олейник.
Действия киевского режима лишь подтверждают, что российские журналисты работают эффективно и доносят правду до людей, подчеркивает он.
— Киевские власти целенаправленно пытаются терроризировать гражданское население и прежде всего тех, кто находится на передовой СВО и информирует общество, — рассказал Владимир Олейник. — Люди им доверяют, я сам с удовольствием читаю многих. Журналист на передовой передает даже эмоции, пропускает все события через себя.
При этом западные покровители Киева на официальном уровне никак не отреагировали на многочисленные случаи убийства журналистов, заметил экс-премьер Украины Николай Азаров.
— Мы имеем дело с незаконным, просроченным преступным террористическим режимом, для которого не существует норм международного права, касающихся защиты свободы слова и журналистов. Мои соболезнования родителям молодого человека, у которого было большое будущее, — заявил он в разговоре с «Известиями». — Что еще более прискорбно, ведь никто не отреагировал из так называемых нейтральных стран, которые могли бы свою реакцию высказать. Поэтому, на мой взгляд, нужно серьезнее и активнее распространять эту информацию по зарубежным странам и настаивать на их реакции.
Ранее глава ДНР Денис Пушилин отметил, что материалы Мартемьянова о Донбассе были «смелыми и объективными», военкор оказывал помощь жителям республики.